27.10.2020
Об учёте мнения детей при принятии решений, затрагивающих их интересы.
Принципы эффективного участия детей в принятии решений опираются на принципы, разработанные Всемирной неправительственной организацией ЮНИСЕФ и принципы участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, зафиксированные в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Принципы эффективного участия детей в принятии решений:
* дети должны понимать, в чём суть проекта или процесса, для чего он предназначен, а также свою роль в нём;
* властные отношения и структуры принятия решений должны быть прозрачны;
* детей следует вовлекать с самой ранней стадии любой инициативы;
* со всеми детьми следует обращаться с равным уважением вне зависимости от их возраста, положения, этнической принадлежности, способностей или иных факторов;
* основные правила должны устанавливаться со всеми детьми в начале;
* участие должно быть добровольным, и детям должно быть позволено отказаться от участия на любом этапе;
* дети имеют право на уважение их взглядов и опыта;
* добровольность;
* включенность всех групп детей;
* приоритет развития ребёнка;
* повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех касающихся его решений с учётом степени его зрелости, возрастных и психологических особенностей);
* доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
* открытость, честность взрослых в общении с детьми;
* недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей.
Формы участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, на уровне образовательной организации:
* участие в планировании и программировании деятельности с участием обучающихся;
* участие в анкетировании потребностей учащихся, изучении уровня притязаний и удовлетворённости образовательным процессом;
* участие в системе определения и поощрения лучших классов, объединений дополнительного образования;
* подготовка, проведение массовых мероприятий, участие в мероприятиях (рейдах, акциях и т.п.) образовательного учреждения, класса (объединения дополнительного образования);
* разработка и реализация детских социально-культурных проектов;
* выбор направленностей дополнительного образования и внеурочной деятельности;
* выбор школьной формы, разработка символики образовательной организации;
* создание странички ученического самоуправления на официальном сайте ОУ;
* освещение работы органа ученического самоуправления в СМИ;
* работа школьной службы примирения;
* участие в работе педагогического совета, управляющего совета (по согласованию с директором образовательной организации).
Формы участия детей во взаимодействии со СМИ:
* представление в СМИ ярких мероприятий и проектов, организованных детьми;
* участие в форумах на темы, затрагивающие интересы детей;
* издание газеты образовательной организации;
* работа школьного телевидения;
* размещение на сайтах образовательных организаций информации о деятельности детских общественных объединений и организаций, органов ученического самоуправления;
* участие в городских, краевых, всероссийских и международных мероприятиях для юных журналистов.
Выдержки из Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся участия детей в принятии решений,
затрагивающих их интересы:
1. п.3 ст.30 «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся…»;
2. п.1 ст.38 «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к её общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила её ношения, если иное не установлено настоящей статьёй. Соответствующий локальный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учётом мнения совета обучающихся..»;
3. п.7 ст.43 «При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного поступка, причины и обстоятельства, при которых он совершён, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнения советов обучающихся, советов родителей»;
4. п.3 ст.44 «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
* выбирать до завершения получения ребёнком основного общего образования с учётом мнения ребёнка, а также с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
* дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребёнок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учётом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации».
5. п.6 ст.45 «Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учётом мнения советов обучающихся..»;
6. п.4 ст.63 «Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребёнка».